Чесать затылок
Русский человек чешет
затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос — для чего? Конечно, вряд ли,
чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что
жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали
на помощь пращура, гения рода
Бросать оземь шапку
Не менее экспрессивный
жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор
(наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство,
интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким
позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре
подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки
демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в
котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.
Бить себя в грудь
Этот жест по одной
из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь
татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары
кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность
человека.
«Коза»
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла».
На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с
защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще
помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый
показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью
мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто
игра с ребенком — таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.
Кукиш
Вообще этот жест
характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от
приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять
русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого
выражения «fick-fick machen» (так звучало традиционное немецкое
приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста
(наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался
в обозначение категорического отказа. Причем, со временем «фига» стала
использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за
распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.
Щелчок по шее
Говорят, что царь Петр
Великий хотел в свое время наградить за особые заслуги какого-то
талантливого мастерового и спросил его, чего он хочет в награду. Тот
попросил царской привилегии — пить бесплатно водку в любом кабаке (на
водку уже тогда была монополия государства). По желанию мастера ему на
шее сбоку поставили особое клеймо в подтверждение права на бесплатную
выпивку. Этот «документ» он и предъявлял особым жестом.