Изначально отведенная роль матери и хозяйки дома воспитывается в девушках Востока с раннего детства. И уже в тринадцать лет она вполне может справиться с домашним хозяйством и воспитанием детей. В современных семьях ей стараются дать образование наравне с мальчиками. А вопрос высшего образования скорее всего исходит из материального положения семьи. Уже будучи замужем она сама может решить, работать ли ей, оставив детей под присмотром служанки, или самой погрузиться в домашние хлопоты и воспитание. Безусловно, существуют семьи которые считают, что получение образования не обязательно для девушки, т.к. после замужества она полностью посвятит себя дому. Поэтому выбор жениха довольно ответственное дело. Если девушку стараются пораньше выдать замуж, то восточный мужчина делает это годам к тридцати. Первый этап -обручение с заверениями в любви, подкрепленными дорогими подарками, проходит без особой торжественности. И только потом начинается самое сложное, подготовка уютного гнездышка. Если материальное положение позволяет, то проблем, как правило, не бывает. Но иногда покупка дома, мебели и прочей домашней утвари от иголки до стиральной машины берет годы, и обиженная невеста может разорвать контракт, оставив себе подарки, как возмещение за потерянные годы. Но восточная женщина терпелива и чаще всего не разбрасывается женихами. Она может даже помочь, взяв часть обязанностей на себя - купить спальню, например, или сыграть свадьбу.
Как правило, дети, рожденные в мусульманском браке, после развода остаются с отцом. И это считается одним из недостатков мусульманского брака и одной из причин, позволяющих признать восточную женщину бесправной на европейский взгляд. Но с житейской точки зрения женщина после развода возвращается к кормильцу - отцу, а ребенок вовсе не принадлежит данной фамилии и должен воспитываться в рамках своей фамильной семьи. Да и женщина, оставшись без обеспечения мужа, не может дать должного ухода. Хотя, по мусульманскому закону, девочка может воспитываться матерью до возраста девяти лет, а мальчик до семи лет. В случае ее замужества дети переходят к отцу, и мать может видеть их в любое время по договоренности. Если бывшие супруги находятся на территории одного государства - нет особой беды (кроме самого развода-трагедии для любого общества). Трагедия возникает тогда, когда ничего не знающие иностранки выходят замуж и уезжают в восточную страну, полагаясь на вечную любовь. Но по разным обстоятельствам жизнь может не сложиться, и с билетом в руках она может оказаться на борту самолета, улетающего на родину. Говорить и бороться за права женщины на ее ребенка на территории мусульманского государства - ненужная трата времени. Даже вмешательство посольства не поможет. Хотя был случай, когда посольство вывозило свою гражданку с ребенком в багажнике автомашины через третью страну. Через некоторое время женщина, не имея средств к существованию, стала названивать своему бывшему мужу, моля о прощении и желая восстановить их брак. Бывший супруг уже будучи женат на другой согласился взять только ребенка.
Более неприятная история произошла с другой иностранкой, бывшей гражданкой России. Уже проживая на территории Ливана, с большим скандалом оставила своего мужа и ребенка, желая выйти замуж за другого. Новый избранник, тоже ливанец, на тот момент женатый, оставил свою арабскую жену. После совместного проживания во втором браке выяснилось, что муж не может иметь детей, и новая жена повезла его на лечение на свою родину, бывший СССР. После лечения она забеременела и родила ребенка. Казалось, все прекрасно. Но будучи беременной во второй раз, вдруг обнаружилось, что супруг бегает к своей первой жене. Кончилось все довольно печально. Наша гражданка осталась жить у его родителей до срока окончания беременности, а он сошелся со своей первой женой. После родов у нее заберут ребенка, а ей придется уехать на Родину. Возможно, имея ливанский паспорт и работу, она сможет остаться на территории Ливана и видеть своих детей. Но жить и воспитывать их до определенного периода, одновременно работая, она не сможет. Другое дело, если бы она была ливанкой и за ее спиной стояла семья, которая могла бы оказать посильную помощь.
Другой каверзный момент в жизни восточных женщин (опять же с европейской точки зрения) - ношение паранджи. Этот спорный вопрос неоднократно обсуждался мусульманскими служителями. По Корану это вовсе не обязательное условие для женщины, и обычай надевать верхнюю темную накидку - дань уважения традициям своего народа, хотя в разных странах это объясняется и носится по-разному. Если в Иране это религиозная необходимость, то в Арабских эмиратах это прежде всего национальная одежда. Сшитая из тонких шелковых тканей, обсыпанная хрустальными блестками и обшитая дорогими кружевами, "абея" и ее дополнение "шейла" - показатель жизненной обеспеченности женщины, а стоимость такого покрывала начинается с 2000 долларов и выше. Под абеей обычно одевается дешлябия - платье, которое может быть разных расцветок и фасонов, иногда это может быть самая обыкновенная одежда. Женщина обычно не закрывает лицо, а только накидывает шаль на волосы. Представительницы пустынных племен обычно закрывают все лицо и даже надевают специальную маску. На Ближнем Востоке (в Ливане, Сирии) женщина надевает обыкновенный платок, а одежда может быть простым платьем или даже брючным костюмом. И только единицы надевают полную паранджу: обычно женщины в пожилом возрасте или из семей мусульманских духовных лиц. Удивительно сравнивать отношение к одежде в разных регионах мусульманского мира. Моя родственница, будучи замужем за азербайджанцем, не могла позволить себе надеть брюки, сделать макияж и даже одевать бижутерию. На что абсолютно не обращают внимание на Ближнем Востоке. А увиденная однажды мной сцена, - женщина в платке, в лосинах, с сигаретой в одной руке и детской бутылочкой (которую она взбивала, пытаясь растворить комки сухого молока) в другой на этаже детского отделения больницы в Ливане, - надолго врезалась мне в память. Ее независимый и довольно раскрепощенный вид вовсе не соответствовал моему религиозному восприятию, да и вообще восприятию ее как матери больного ребенка, да еще и в больнице... Я представляла мою родственницу на ее месте и в этой сцене и лицо ее "благоверного" в этот момент. Поистине, интересное сравнение.
Женщина Ближнего Востока - довольно самоуверенное созданье. Она любит себя и знает себе цену. Красивые вещи и постоянное посещение парикмахерской - святое дело. Красноречива, любит посплетничать, наверное поэтому любит принимать гостей и сама ходить в гости. Любит угощать и ухаживать, соблюдая весь ритуал гостеприимства. А после ухода гостей не прочь поперемывать им косточки. Талантливая артистка. Любит поболеть, а так называемые "критические дни" проходят торжественно печально и все находящиеся рядом просто обязаны сопереживать и входить в ее состояние. Но, отдавая должное, надо добавить, что восточная женщина среднего достатка довольно трудолюбива. Утро, начавшееся чашечкой кофе и сигаретой, продолжается упорным мытьем полов, стен, туалетов и балконов. Идеальная чистота царит в ее доме. Можно сказать - болезненная чистота. Решающее слово в доме всегда за ней. Огромные требования к мужу, как к кормильцу семьи. Может - не может, честно - не честно, мало ее волнует. Должен и все. Но и она соблюдает все правила - вовремя поданный обед, выглаженные рубашки, ухоженные дети, чистота и уют. Все сделано идеально и добросовестно.